Лексическая тема "ДОМ" старшая гр.
Пальчиковая
гимнастика
«Домик».
Под сосной - шалашик -домик, ладони соединить шалашиком.
Мы тихонько постучим, Постучать кулачком одной руки о ладонь другой руки.
Физкультминутка
Если на улице дождик идет, Взмахи руками перед собой.
Если метелица злая метет, Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.
В доме под крышей укроемся мы. "Крыша" над головой.
Дождик и снег нам тогда не страшны! На месте топают ногами.
«Чердачное окошко». Вытягивать губы широкой
трубочкой при сомкнутых челюстях.
«Моем окна». Производить круговые
движения кончиком языка по верхней и нижней губе.
«Красим крыльцо». Облизать зубы.
«Красить потолок». Кончиком языка проводить
по нёбу.
«Приколачиваем оконные
рамы. Сверлим дрелью». Произносить на одном выдохе звуки: Т-Т-Т, Д-Д-Д.
Лексическая тема "ДОМ" старшая гр. понедельник
1.
Накопление словаря существительных по теме.
Уметь
дифференцировать многоэтажные и одноэтажные дома.
Уметь
определять назначение комнат в доме по принадлежностям.
Учить
по описанию (мебели) определять комнату.
Предметный
словарь : дом, ( городской, загородный), многоэтажный, одноэтажный, крыша,
окно, дверь, потолок, стены, балкон, пол, лестница, лифт, ступенька, комната,
труба, вход-выход, кирпичный, деревянный, спальня, кухня, гостиная, ванная
комната, туалет, ,этаж, подъезд, балкон, лоджия, окно рама,
форточка, лестница, перила, двери, лифт звонок,
крыша, труба.
2. Игры и упражнения.
- .«Доскажи слово».
Не лает не кусае, а в дом не пучкает. (замок)
|
Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает. (дверь).
|
Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил иеня почти
До дверей квартиры.
Управляют им в пути
Сами пассажиры (Лифт)
|
Дом из соломы - (соломенный) |
Дом из кирпича - (кирпичный) |
Дом из камня - (каменный) |
Дом из дерева - (деревянный) |
Если в доме три этажа он - (трехэтажный) |
Если в доме пять этажей он - (пятиэтажный) |
Окно — окошко, окошечко, рама
— рамка, рамочка, комната — комнатка, комнатушка, стена
— стенка, стеночка, дверь — дверка, дверца, балкон — балкончик, бревно —
бревнышко, лестница — лесенка, звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка, порог
— порожек.
- «Один — много»
Пол - полы рама - рамы комната - комнаты стена - стены этаж - этажи подъезд - подъезды балкон - балконы бревно - бревна окно - окна форточка - форточки лестница - лестницы дверь - двери звонок - звонки крыша - крыши труба - трубы антенна - антенны подвал - подвалы замок - замки.
3. Задания для
самокоррекции.
-
Выкладывание из палочек стола и стула.
-
Выкладывание из палочек дома с окошком.
Лексическая тема "ДОМ" вторник
1. Накопление словаря прилагательных по теме.
Словарь прилагательных: кирпичный, деревянный, каменный, новый, старый,
маленький, высокий, многоэтажный, красивый, бревенчатый, деревянный, железный,
кожаный, удобный. каменный, деревянный, белый, серый, желтый, оранжевый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный,
высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный,
нарядный, большой, крепкий, прочный,
блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный;
Словарь наречий: аккуратно, уютно,
удобно, красиво, тепло, быстро, вверх, вниз, чисто,
грязно, выше, ниже, быстро,
медленно.
2. Игры и упражнения.
«Скажи наоборот»
высокий
- … низкий, далекий -... близкий быстрый -... медленный
громкий -... тихий широкий -... узкий толстый -... тонкий красивый -...
страшный большой- … маленький новый - ... старый белый -... черный
«Назови форму». Образование отыменных прилагательных Воспитатель показывает геометрическую форму и спрашивает
детей:
Крыша какая? (Треугольная.) Окно
какое? (Квадратное.) Стена какая? (Прямоугольная.) Потолок
какой? (Квадратный.) Крыша какая? (Круглая.)
Чистоговорка-задача «Этажи»:
Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?
Же-же-же, же-же-же, я на третьем этаже.
Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме
этажей?
Жей-жей-жей, жей-жей-жей,
в доме пять этажей.
3. Задания для
самокоррекции.
-
Выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
«Покрывало» - сложить полотно из 6-8
лоскутков.
Лексическая тема "ДОМ"
среда
1. Накопление и
активизация словаря глаголов.
Глагольный словарь: строить, ломать,
заходить, выходить, подниматься, спускаться, открывать, закрывать, убирать,
красить, клеить, заливать, класть, умываться,
весить, стирать, мыть, пылесосить, вытирать, красить, открывать, закрывать,
стучать, подниматься, позвонить, выходить,
прибивать, укладывать, жить.
2. Игры и упражнения.
"Дома бывают" поиск соответствующего понятия.
Для людей - жилой дом Для коней - конюшня
Для машин - гараж Для свиней - свинарник
Для собак - конура, будка Для коров - коровник
Для птиц - скворечник гнездо Для кур - курятник
3. "Если в доме два этажа" образование относительных прилагательных.
если в доме один этаж - дом одноэтажный
если вдоме два этажа - он двухэтажный
три этажа - дом трехэтажный
пять этажей - дом пятиэтажный
десять этажей -дом десятиэтажный.
4.
«Что делают?» Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают,
разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, любят,
украшают, наряжают и т. д.
-
Выкладывание из пластилиновых жгутиков домов по контуру.
-
Рисование на песке домов
1. Дети
должны усвоить:
·
ориентироваться
в доме;
·
знать
и называть расположение основных его частей;
·
уметь
сказать, кто на каком этаже живет;
·
знать,
кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго;
·
знать,
какие бывают дома.
2. Игры и упражнения.
- .«Опиши свой дом».
Цель:
научить детей составлению описательного рассказа.
Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.
3. Задания для
самокоррекции.
·
Обрывание
лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (круг, квадрат, треугольник)
·
«Чего
не хватает?»
Взрослый
рисует дом без крыши и без окна, без двери и т.д . Просит подумать, назвать и дорисовать
отсутствующие детали.
·
Выкладывание
из палочек дома с окошком.
Наталья Валерьевна! Какую большую работу Вы проводите. Ведь сейчас так важно иметь подборки по темам недели. Спасибо Вам!
ОтветитьУдалитьАлена Валерьевна, это многолетний труд, мы давно так работаем по лексическим темам. Родителям сейчас удобнее задания в интернете смотреть, вот приходиться переводить все из бумаги в сеть:) Вы тоже много интересного делаете и Вам спасибо!
ОтветитьУдалить