воскресенье, 26 января 2014 г.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ



Лексическая тема: «Домашние животные » старшая гр.

Пальчиковая гимнастика

Детеныши          Н.М. Быкова

Детеныши в домике этом живут.      Называя детенышей, дети разгибают
Их мамы зовут - они сразу бегут.       пальцы на руке, начиная с большого.
Жеребеночек быстрый
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята.                   Все пальцы - снова в кулак.

Физкультминутка
 Кошка.
Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка,
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у тёплой печки. (И. Лопухина)

 Артикуляционная гимнастика
Кошка умывается.        Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.

Корова и теленок жуют жвачку.           Имитировать жевание.
 Бульдог сердится.         Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижни­ми зубами.
Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку.      Прикусывать нижнюю губу верхними зуба­ми.
Фырканье лошади.    Вибрация губ.

Кошка лакает молоко.    Высунуть «широкий» язык изо рта. Под­нять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.


           Тема: «Домашние животные» понедельник

1. Закрепить в активном словаре названия домашних животных, их детенышей. Называть особенности внешнего вида, части их тела. Знать способы питания, передвижения, место обитания, приспособления к условиям, жизни, их повадки, голоса, отличительные признаки, какую пользу приносят. Знать профессии людей, которые ухаживают за животными, как люди заботятся о них. Обогащение представлений об образе жизни домашних животных. Учить устанавливать сходство и различие домашних животных.
Провести беседу о животных:

- Кто это?  Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)
— Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги);есть туловище, морда, хвост, копыта, когти, рога; выкармливают де­тенышей молоком и т. д.)
— Где живут эти животные? (Рядом с человеком.)
— Как они называются? (Домашние животные.)
— Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу.)
— Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека. Лошадь перевозит грузы и катает людей.)

2. Игры и упражнения

· «У кого – что?» Цель: сравнение частей тела человека, животного.

 У животных – пасть, а у людей…(рот).
Шерсть - ….(волосы),
лапы – …,(ноги)
клыки – …,(зубы)
морда – …,(лицо)
когти – …,(ногти)
уши – …,(уши)
глаза – …, (глаза)
хвост – …, (у человека нет хвоста)
нос – ….(нос)


· Упражнение «Кто у кого?». Совершенствование граммати­ческого строя речи, обучение употреблению существительных с суф­фиксами: -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.
у кошки - котята, котенок
у собаки-щенки, щенок
у коровы - телята, теленок
у овцы - ягнята, ягненок
у козы - Козлята, козленок
у кролика - крольчата, крольченок
у свиньи - поросята, поросенок

· «Один – много»

Цель: Согласование числительных ОДИН, МНОГО с существительными. Образование существительных множественного числа.
 кошка - кошки, много кошек,  котенок-  котята
 собака-собаки, много собак,     щенок - щенки
 корова -коровы, много коров,   теленок - телят
 овца - овцы. много овец,             ягненок- ягнята
 коза -  козы, много коз,             козленок - козлята
 кролик - ролики, много кроликов, крольченок - крольчата
 свинья - свиньи, много свиней, поросенок поросята


3. Задания для самокоррекции
· .«Сложи животное».Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме, закрепление представления о частях тела различных животных.

· «Клубочки для котят» - рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых ниток.

·"Обведи по трафарету" .

· «Сухой бассейн» - найти фигурки животныхна ощупь.


           Тема: «Домашние животные »  вторник
1. Активизация словаря прилагательных: нужные, полезные, добрые, травоядные, млекопитающие, домашняя,  большой, маленький.  Притяжательные прилагательные: кошачья, коровья, собачья, лошадиная, баранья.
2. Игры и упражнения

 · «Чей хвост, чья голова?»
Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных.
На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных.
Кто-либо из детей выбирает картинку с головой животного, а затем находит соответствующий хвост.
Ответ: «Это кошачья голова, это кошачий хвост».

· «Путаница».
Цель: практическое усвоение в речи детей притяжательных прилагательных.
Картинки детям раздаются парами: голова одного животного, а хвост другого. 

Образец: «У меня голова коровья, а хвост кошачий. Дайте мне кошачью голову и коровий
 хвост.



"Кто какой?"

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли животных: кошки, собаки, лошади.

Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер.

Дети отвечают на вопросы:

- Какая кошка? (ласковая, хитрая, пушистая).
- Какая корова? (рогатая, большая, добрая) и т.д.


« Сосчитай до пяти.»     Согласование существительных с числительным в роде, числе

Один кот, два кота... пять котов.
 Одна кошка...
Одна собака...
Одна лошадь...
Одна овца...

3. Задания для самокоррекции

· .Кубики «Домашние животные».

· «Собери семью»

· «Разрезные картинки» из 8-10 частей.

· «Напою всех» - строительство «колодца» из палочек или спичек.

· «Кто, что любит? »


           Тема: «Домашние животные »     среда


1. Активизация глагольного словаря: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мяукать, хрюкать, лаять, мекать ходить,  звать, пить, щипать,  плавать.. Кто как голос подает? (Корова мычит. Кошка мяукает. Собака лает. Лошадь ржет). 

2.Игры и упражнения.
· «Кто как ест?»
кошка – лакает;
собака – грызёт;
корова – жуёт и.д.

· Кто что делает?»
Педагог называет действия, свойственные данному животному, а дети его отгадывают.

Сторожит, грызёт, лает - …
Мяукает, лакает, царапается - …
Хрюкает, роет - …
Ржёт, скачет - …
Блеет, бодается - …
Мычит, жуёт - …

· «Предложение договори и его ты повтори». Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепле­ние названий детенышей животных

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют)

3.Задания для самокоррекции.· «Угощение для животных» - лепка из пластилина (косточка, сосиски, морковка и т.д.)

· «Картинки из яичной скорлупы» - измельчение яичной скорлупы и заполнение объёма трафарета животного».

· коллективная работа «Кто где живёт?» - обвести трафарет животного, вырезать его из бумаги и поместить на подворье, изображённое на большом листе.

· «Чудеса из бумаги» - изготовление собаки методом оригами.


               Тема: «Домашние животные » четверг

1. Составление описательного рассказа о животном .Название.
Где живет
Внешний вид (размер, окраска, отличительные признаки ...)
Чем питается.
Как называются детеныши.
Какую пользу приносит человеку.

2.Игры и упражнения.
· «Угадай животное ».
Пробирается к корыту,
Оттирает всех бочком,
Покупатель неумытый
С неразменным пятачком
(Свинья)

С бородой на свет явился
И не разу не побрился.
(Козел)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)

Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая ...

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ...

Бык, могучий великан,
В детстве был ...


Загадки - обманки
1.
Громко лает у ворот
На людей лохматый… кот?

2.
Мышь домой вчера принёс,
Наш любимый рыжий… пёс?

3.
Роет землю у крыльца
Пятачкастая… овца?

4.
Блеет так, что режет слух
Утром рано наш… петух?

5.
На дворе у бабы Дуси
Целый день кудахчут… гуси?

6.
На дворе у бабы Шуры
Целый день гогочут… куры?

7.
Распевается спросонок
На насесте… поросёнок?

8.
Промычали утром рано
На дворе у нас… бараны?

9.
«И-го-го» кричать привык
И стучать копытом… бык?

10.
У пруда и у реки
Любят крякать… индюки?

Ответы вразбивку: петух, коровы, утки, конь, куры, гуси, пёс, кот, свинья, овца.

· «Писатель».Составить рассказ о домашнем животном по плану:

1. Кто это?
2. Домашнее или дикое животное?
3. Части тела.
4. Где живёт? Как называется его дом?
5. Чем питается?
6. Как зовут детёныша?
7. Как подаёт голос?
8. Какую пользу приносит людям?

3. Задания для самокоррекции.
· «Лошадка, кошечка, собачка.» - лепка из пластилина.

 · «Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка, поросёнка из готовых геометрических фигур.

· «Пластилиновые жгутики» - выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов животных.

· Обводка трафаретов домашних животных, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить  хвост, заполнить точками голову, остальное заштриховать линиями сверху вниз).

5 комментариев:

  1. ВОт это подборка! Спасибо! Поделюсь с педагогами.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, спасибо! Подборка темы просто великолепная! Мне очень понравилась пальчиковая гимнастика, "пластилиновые жгутики" и сухой басейн. Уношу с собой, как идею:)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Наталья! Очень интересная подборка и очень удобно использовать - всё распределено по дням недели!

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимныйноября 20, 2016

    Наталья Валерьевна!Замечательно расписана тема-и по дням недели, и по видам деят-ти, и с усложнением! Материал интересный, неизбитый. Просто идеальный образец для подражания! Спасибо огромное! Беру в копилку, познакомлю своих воспитателей))) Логопед Лариса Валерьевна

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!