понедельник, 4 ноября 2013 г.

ПОСУДА


Лексическая тема «Посуда»   старшая гр.
 Пальчиковая гимнастика


Раз, два, три, четыре,          

Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали. Пока маме помогали.
                              
 
Попеременно ритмично ударяют ку­лачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

Одна ладонь скользит по другой. загибают пальчики. 
 
Подвижная игра «Посуда».
 
Вот большой стеклянный чайник.               Надули животик, одну руку
Очень важный, как начальник.       на пояс, другую согнули   - "носик»
     
Вот фарфоровые чашки,                          Присели, одну руку поставили ни пояс.
Очень хрупкие, бедняжки.
 Вот фарфоровые блюдца,                           Кружатся, рисуя руками в воздухе
Только стукни — разобьются,                                         круг.
Вот серебряные ложки.                             Потянулись, сомкнули руки над головой.
Голова на тонкой ножке.  
Вот пластмассовый поднос,                          Легли, вытянулись.
Он посуду нам принес.
  
Артикуляционная  и дыхательная гимнастика
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.
Самовар .Надуть щёки.
Приготовим « чашечки» для чая. Чья «чашечка» глубже?
Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «Чашечкой».
Пьём коктейль через трубочку. Вытянуть губы узкой «Трубочкой». Вдох – выдох.
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!».
Литература для чтения:
К. Чуковский «Федорино горе», Н. Носов «Мишкина каша, Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», А. Гайдар «Голубая чашка», З. Александрова «Большая ложка».
  
                      Лексическая тема «Посуда»        понедельник  

1. Ввести в словарь существительные: чайник, кастрюля, чашка, тарелка, блюдце, ложка, вилка, ножик. Ввести в словарь  числительные «Один», «много».
Закрепить умение образовывать простые грамматические формы существительных: уменьшительно-ласкательную форму и форму множественного числа.
2. Игры и упражнения
·        Упражнение «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ».
Цель: Совершенствова­ние грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Педагог  раздает детям парные картинки: чайник — чайничек, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка, ложка - ложечка, вилка - вилочка, половник - половничек, сито - ситечко, терка - терочка и т.п.
Дети рассматривают и называют картинки.
 ·        Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, мое, моя, мои.
моя кастрюля   мои чашки, мое сито, мой нож...
·        Игра "Один-много ».
Цель: образование род. П.  множественного числа существительных.
 Одна ложка— ложки,  много ложек.
Одна чашка—.... чашки, (много чашек)
Одна тарелка—...  тарелки, (много тарелок)
Один чайник —.... чайники, (много чайников)
Одна кастрюля—... кастрюли, (много кастрюль)
Одна вилка  - … вилки, (много вилок)
 ·     «Из чего?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом из:
суп наливаю из... (кастрюли);
суп ем из... (тарелки);
мясо беру из... (сковородки);
кофе пью из... (чашки);
чай наливаю из... (чайника);
рис кушаю из... (тарелки);
кашу ем из... (миски);
воду выливаю из... (ведра) и т.д.
 3. Задания для самокоррекции
- «Догадайся, что спрятано в комочке?» -разглаживание смятых комочков
 бумаги с изображениями посуды
- «Склеим чашку» - собрать картинку чашки из 6-8 частей.
- «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.
 
                       Лексическая тема «Посуда»                           вторник 
1.     Ввести в пассивный и активный словарь детей прилагательные: чайная, красивая, чистая, грязная, одинаковая, разная, большая, средняя, самая маленькая.

Научить различать посуду деревянную, железную, стеклянную, пластмассовую, фарфоровую.

Рассмотреть части посуды (носик, ручки, крышка, донышко). Поговорить о предназначении посуды.

2. Игры и упражнения
·        «Из чего сделан предмет?»:
            тарелка сделана из пластмассы — пластмассовая;

чашка сделана из фарфора — фарфоровая;
            стакан сделан из стекла — стеклянный и т.д.

·        Один – много ( с мячом) цель: образование существительных множественного числа.

Чашка – чашки           Ложка- ложки        Тарелка – тарелки       Чайник – чайники
·        «Что с чем». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с:

чашка с рисунком;     кофейник с крышкой;    чайник с носиком;
терка с дырками;      сковородка с ручкой;     кастрюля с крышкой;
тарелка с донышком и т.д.

3.Задания для самокоррекции

 - «Собери сервиз» (по рисунку, по размеру, по цвету).

-«Красивая чашка в горох» - обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.

- Обводка шаблонов посуды, штриховка

 
                                   Лексическая тема «Посуда»    среда 
            
1.     Ввести в активный и пассивный словарь детей глаголы: мыть, вытирать, сушить, класть, положит, наливать, есть, пить, размешивать, разбивать.

Сформировать умение согласовывать существительные с числительными.

Рассказать детям о том, как нужно ухаживать за посудой, чтобы она была всегда чистой и долго нам служила.
2. Игры и упражнения

·        Сосчитай-ка. Цель: согласование существительных с числительными.

Взрослый выставляет в ряд перед ребёнком пять чашек и предлагает их посчитать: «Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек».

Аналогично ребёнок считает ложки, вилки и т.д. Можно считать по одному и хором.
·        Чего не стало? Цель: уточнить названия предметов посуды, научить образовывать родительный падеж, развивать зрительное внимание и память.

Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит детей закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Дети называют отсутствующий предмет.  (Нет вилки, нет тарелки...)

·        «Что получилось?»  Воспитатель  называет слово и просит детей добавить «-ница»: сахар-ница;    суп..;      хлеб..;           салат…

Игру можно усложнить вопросом: «Для чего нужна сахар­ница (супница, хлебница и т.д.)?»— «Для хранения сахара (супа, хлеба и т.д.)».

·        Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

а)        Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют,  сушат, вытирают, чистят.

б)        Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

в)        Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

г)         Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.
2.     Задания для самокоррекции

-«Красивая чашка в горох» - обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.

- «Пластилиновые жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов посуды.

- «Разноцветная ваза» - заполнение объёма трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание
 

                              Лексическая тема «Посуда»            четверг

1.     Научить детей описывать предметы посуды, называя части, цвет и из чего сделана.

Сформировать понимание некоторых предлогов.


2. Игры и упражнения
- Ложка и стакан. Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.

Перед взрослым и перед ребёнком стоят стаканы с ложками. Взрослый демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку на стакан. Я положила ложку за стакан.»

После этого дети самостоятельно демонстрируют и комментируют свои действия.

- «Писатель»

Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ по плану:
       1Что это?

2.     Из каких частей состоит?

3.     Цвет.

4.     Форма.

5.     Размер.

6.     Материал.

7.     В какое время суток используют?

 3. Задания для самокоррекции

- «Склеим чашку» - собрать картинку чашки из 2-3 частей.

- «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.

- Дорисовать фломастером посуде недостающие детали.

- «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!