Конструирование на логопедических занятиях
Системно-деятельностный подход на занятиях учителя-дефектолога легко реализовать с помощью конструирования,
так как разнообразные конструкторы позволяют ребёнку думать, фантазировать и
действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное
воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на
развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и
связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому применение конструирования
является незаменимым в коррекционно-логопедической работе.
Можно отметить
некоторые преимущества конструирования перед другими, инновационными игровыми
приёмами, используемыми для развития речи:
-с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя
испортить. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и
быстро;
-в работе с конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как
конструирование – это мир под его контролем;
-конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения, и вся
коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра;
-поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу,
на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную
сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
-работа с конструктором позволяет раскрыть индивидуальность каждого
ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность
осознавать свои желания и возможность их реализации.
Работая с детьми с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их
обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие,
систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.
Применение конструирования на логопедических занятиях позитивно отражается
на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- развитию
лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
- формированию
грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования
числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде,
числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без,
словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же
образование сложных слов);
- формированию
и развитию правильного длительного выдоха (чем причудливее декорации для
данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта
работа);
- постановке
и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек,
лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие
слоги и слова);
- формированию
графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных
ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
- овладению
звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются
детали с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких
согласных);
- формированию
пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая
профилактика нарушений письма;
- развитию
и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания,
мышления);
- тренировке
тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (конструирование
оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры
головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Таким образом, использование конструирования в коррекционной работе с
дошкольниками с нарушениями речи позволяет поднять на более высокий уровень
развитие познавательной активности, способствует развитию психических
процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной
монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и
владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!