понедельник, 10 февраля 2020 г.

Артикуляционная гимнастика, как основа правильного формирования произношения звуков

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПО И.И. ПАНЧЕНКО

Сегодня будет очень много буковок, но рекомендую прочитать и возможно молодые специалисты найдут новые знания и применят их в своей работе, родителям поможет легче понять что делать с ребенком дома, чтобы звуки формировались у малышей правильно и своевременно, педагогам со стажем напомнит забытое.
И так…
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка (но, по моему мнению, в коррекционной педагогике это было всегда), побуждает педагогов-специалистов к созданию новых моделей (всегда поворачивая голову к истокам – классической коррекционной педагогике, конечно обогащая ее новейшими научными знаниями в области «нейро-»), поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
В настоящее время очень редко встретишь ребенка имеющего простую дислалию. Поэтому специалист должен понимать суть расстройства, осмысленно нестандартно подходить к работе, постепенно формировать у ребёнка прочные навыки. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.  
Сегодня хочу посвятить пост артикуляционной гимнастике по И. И. Панченко. Следующий пост будет посвящен гимнастике по Хватцеву М.Е.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на укрепление
Мышц аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика – первый и очень важный этап в постановке звука. Выполняйте её несколько раз в день. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче.
Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспитать у ребенка потребность повторить упражнение, зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать, запоминать его. А это уже творчество педагога - включайте артиста!
Пассивные упражнения
- вытягивание губ с фиксацией мышц (включение только круглой мышцы губ);
- улыбка, растягивание губ с фиксацией нижней челюсти;
- попеременное растягивание каждой стороны губ с фиксацией противоположной (включение соответствующих мышц, отводящих губы в стороны);
- спокойное смыкание губ при вынужденном раскрытии рта;
-  опускание губ вниз поочередно нажатием на соответствующие мышцы;
- отведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «презрения>) нажатием на треугольные мышцы;
- надавливание ладонями на щечные мышцы;
- выдвигание губ вперед, как при утрированном произнесении звука «щ»;
- быстрое смыкание и размыкание губ;
- круговые движения верхней и нижней губы;
- закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их.
 Активные упражнения
1. Упражнения для круговой мышцы губ:
- смыкание губ (обычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и разомкнуты;
- прижимание губ к зубам и деснам верхней и нижней челюсти;
- размыкание губ при закрытом и открытом рте;
- размыкание только средней части губ при сомкнутых углах губ;
- движение то одного, то другого угла губ без смещения их в сторону;
- медленное вытягивание губ и такое же медленное возвращение в состояние покоя;
- мгновенное смыкание губ с разрывом, типа «поцелуй».
2. Упражнения для включения круговой мышцы губ в движение:
- вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
 -набирание воздуха поочередно, то под одну губу, то под другую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая);
- целевой губной выдох (дуть в определенном направлении, что заставляет придать губам положение симметричного напряжения с определенной конфигурацией их);
- выдувание воздуха поочередно каждым углом губ, с фиксацией другого (надувается щека расслабленного угла губ, противоположная щечная мышца сильно напрягается);
- выдувание воздуха с напряженными и расслабленными щеками.
3. Упражнения для верхней квадратной мышцы губы:
- поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица);
- опускание верхней губы вниз и за зубы.
4. Упражнения для нижней квадратной мышцы губы:
- опускание губы вниз — кнаружи;
- введение ее внутрь за зубы;
-  выворачивание ее кнаружи.
5. Упражнение для собачьей мышцы: оттягивание углов рта кверху и кнаружи.
6. Упражнения для мышцы смеха: оттягивание углов рта поочередно кнаружи горизонтально; оттягивание углов рта совместно в стороны.
7. Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углов рта кверху (углубление носогубной складки, образование морщин на коже щек).
8. Упражнение дня лобной мышцы: Поднимание бровей, образование продольных морщин.
9. Упражнения для мышц глаза:
- мигание век;
- обычное и плотное закрывание глаз.
 Для тренировки управления подвижностью  язычной мускулатуры проводят следующие упражнения.
10. Упражнения для подбородочно-язычной мышцы:
- выдвигание языка вперед (задние пучки);
- втягивание языка назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимание на парную антагонистическую деятельность различных волокон этой мышцы при смене выдвигания и втягивания языка;
- сокращение всех мышц придавливание языка ко дну ротовой полости с кончиком, отодвинутым от зубной дуги и изогнутым книзу; увеличение и уменьшение просвета между спинкой и нёбом.
11. Упражнения дня подъязычной мышцы: оттягивание языка
вниз — назад симметрично с обеих сторон и поочередно с каждой стороны.
12. Упражнения дня шилоподъязычной мышцы:
- оттягивание языка вверх в сторону назад;
- приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
- оттягивание корня языка назад — вверх;
- растягивание и приподнимание кончика вверх.
Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить по выполнению перечисленных выше упражнений.
13. Упражнение для поперечной мышцы: суживание языка и заострение его, одновременное округление его средней части в поперечном направлении,
Антагонистическим противодействием суживанию может служить включение шилоподъязычной мышцы, которая растягивает язык в ширину.
14. Упражнения для верхней продольной мышцы:
- укорачивание языка (ребенок пытается сделать его толще и шире, оттянуть немного назад);
- выгибание спинки языка в продольном направлении и одновременно приподнимание кончика языка.
15. Упражнения для нижне - продольной мышцы: укорачивание языка, выгибание его и одновременное загибание кончика вниз.
16. Упражнения для вертикальной мышцы (антагонистическая поперечная мышца):
- расслабление языка после суживания;
- напряжение краев и кончика языка при распластывании.
Характер действия отдельных мышц при выполнении перечисленных упражнений зависит не только от участия изолированных мышц, которые логопед пытается тренировать, но и от одновременного действия соседних, их тонического состояния.
После тренировки дифференцированного включения в движения многих мышц языка следует переходить к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение:
  • дорсальная позиция, необходимая для произнесения многих переднеязычных звуков ([Л], [Т’], [Д], [Д’], [С], [С’]. [З] [З’], [Ц], [Н], [Н’]);
  • альвеолярная позиция без оттягивания кончика языка, необходимая для произнесения альвеолярных звуков ([Л], [Л’], [Р], [Р’];
  • вакуминальная позиция с оттягиванием кончика языка, необходимая для произнесения шипящих звуков ([Ш], [Щ], [Ж]);
  • присасывание спинки языка к нёбу при выгибании ее, имеющее значение для произнесения звука [Ч];
  • смыкание корня языка с нёбом, необходимое дня произнесения заднеязычных звуков ([К], [К’], [Г], [Г’]);
·         выгибание языка с упором кончика в нижние резцы и ритмичное оттягивание и продвигание вперед.
       После упражнений по дифференцированному включению мышц необходимо переходить к силовым нагрузкам, вызывая в мышцах состояние повышенного напряжения, которое должно перейти в состояние большого расслабления.
     Для того чтобы артикуляция осуществлялись плавно, точно, ритмично, мышцы должны быть достаточно гибкими, эластичными, сильными. Формированию этих качеств способствует динамическая изотоническая и статическая изометрическая гимнастика. Изотоническая гимнастика тренирует сокращение мышцы, которое сопровождается изменением ее длины. Изометрическая работа более утомительна, т. к. из мышцы, находящейся в состоянии изометрического сокращения, выходит непрерывный поток импульсов, направляющихся в нервные центры, которые вследствие этого быстро утомляются. Вместе с этим уменьшается приток крови в мышцу. Динамические изотонические упражнения проводятся так же, как описанные выше активные движения, но с включением элементов сопротивления вытягиванию и втягиванию языка, выдвиганию и раздвиганию губ и т. д.
      В этих упражнениях логопеду, удерживающему мышцу, важно почувствовать степень и качество активного сопротивления ребенка, постоянно привлекая кинестетический контроль к этому ощущению самого ребенка. Вслед за включением дифференцированного сопротивления мышц переходят к формированию темпа, амплитуды, интенсивности, скорости выполнения движений при той же нагрузке на мышцы. Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата хорошо использовать задания по перемещению предметов в полости рта (различного размера круглые и плоские, легко моющиеся шарики и кружочки, различные геометрические фигуры).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!