четверг, 27 февраля 2014 г.

ТРАНСПОРТ

                     Лексическая тема: «Транспорт»                          
  Пальчиковая гимнастика 
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
 
- Игра "Летаем, плаваем, ездим». (Имитация движений.)
Самолеты загудели. (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.)    
Самолеты полетели. (Руки в стороны, поочередные  наклоны влево и вправо.)
На полянку тихо если (Присесть, руки к коленям.)
Да и снова полетели. 

 Артикуляционная гимнастика
Пыхтит паровоз
. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без  помощи.        
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («же­лобком»), держать непод­вижно. 
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на од­ном выдохе: «Ту-ту-ту-ту», 

Сигналит машина. Произнесение сло­га на одном выдохе: «Би-би-би~би



                                         Лексическая тема: Транспорт
                понедельник

1. Существительные: машина, автомобиль, самосвал: час­ти машины: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз (песок, земля).  Поезд, автобус, троллейбус, велосипед, метропоезд, трамвай, лодка, катер, корабль, капитан, матрос, водитель, шофер, машинист, самолет, вертолет, ракета.




Рассмотреть с детьми картинки о транспортных средствах. Воспитать уважение к людям, работающим на транспорте. Поговорить о профессиях на транспорте.
Рассказать, что, грузовые машины перевозят раз­личные грузы, легковые — людей.

2. Игры и упражнения.
- Один — многоМашина -- машины
грузовик - гру­зовики
колесо - колеса
кабина — кабины
фара — фары
груз — грузы
пассажир - пассажиры.
- Назови ласково.
Самолёт-самрлетик
Машина - машинка
Самокат - самокатик
Корабль - кораблик
Лодка - лодочка
кабина - кабинка
груз - грузик
Игра «Кто чем управляет?»
Воспитатель предлагает детям продолжить предложения.
Машинист управляет... Водитель управляет... Капитан управляет... Велосипедист управляет... Пилот управляет... Мотоциклист управляет...

3.Задания для самокоррекции.
-Лодочка из палочек.
-Кораблик из палочек.
-Машинка из палочек.

                

                             Лексическая тема: «Транспорт» вторник

1.Прилагательные: легковой грузовой пассажирский городской воздушный водный наземный подземный моторная служебная строительная военный.

Побеседовать с детьми о правилах дорожного движения. Что такое светофор? Кто его придумал? Зачем? На какой свет нужно переходить дорогу? Человек какой профессии должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы не навредить людям?(водитель, шофёр)

2. Игры и упражнения.

-
«Кто управляет этим видом транспорта?»Цель: практическое накопление словаря существительных по теме.
автобусом управляет -    водитель

грузовиком управляет -    шофер
поездом управляет -        машинист




самолетом управляет -   летчик
кораблем управляет -     капитан
мотоциклом управляет -  мотоциклист
велосипедом управляет - велосипедист
ракетой управляет -  космонавт
- «Из чего какое?»
Шины из резины - …(резиновые).
Кабина из металла – …(металлическая).
Сидения из кожи - …(кожаные).
Руль из пластмассы - …(пластмассовый).


- «Где стоит машина?».
Цель: практическое овладение умением использовать в речи предложные конструкции.

Машина стоит перед домом, машина подъезжает к дому , машина объезжает дом, машина выезжает из гаража, машина заезжает в гараж, машина переезжает через мост
.

3. Задания для самокоррекции.
- «Что у кого?» -

- Разглаживание скомканных комочков бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.

 - Аппликация «Парусник», «Самолёт».


           
                                 Лексическая тема: «Транспорт» среда

1.  Действия: ехать, мчится, бежит, несется, перевозить, катать, прилетать, плыть, летать, взлетает, приземляется, садится, отходит, отчаливает,пристает, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, поворачивает, причаливать, тормозить, ждет, выходит, заводит, загружается





2. Игры и упражнения.

-«Где машина?»
По просьбе взрослого ребенок помещает игрушечную машину в коробку, на стул, под кровать и т. п. Взрослый, активизируя речь ребенка, спрашивает: «Где машина? Ребёнок отвечает предложением: «Машина под столом» и т. д.

- Перечисли, что может:
Летать –   самолет   ракета   вертолет воздушный шар...
Ездить –
Плавать –

- «Предложение договори и его ты повтори».
Лодка плывёт, а машина…
Трамвай едет, а самолёт…
Мотоцикл едет, а корабль…
Самолёт летит, а автобус…
Корабль плывёт, а ракета…
Ракета летит, а поезд…

Игра «Четвёртый лишний»  Педагог предлагает детям определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Самолёт, машина, поезд, машинист. —Лишнее слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные слова — названия транспорта.

Трамвай, автобус, самолёт, троллейбус. — Лишнее слове «самолёт», потому что оно называет воздушный вид транспорта, а остальные — называют наземный.
Автобус, троллейбус, самосвал, автомобиль.

Корабль, яхта, поезд, теплоход.

3. Задания для самокоррекции. - «Проехала машина» - рисуем на песке или манке следы от машины.

- «Сборка грузовика» - собрать грузовик из готовых геометрических фигур.

- Дорисуй недостающую часть транспорта.
                  

                    Лексическая тема: «Транспорт» четверг
1. Словарь наречий: удобно, быстро, просторно, уютно, тесно.
Дети должны усвоить:- Какие существуют виды транспорта.
- Назначение разных видов транспорта.
- Названия частей разных транспортных средств.
- Названия профессий людей, которые работают на транспорте.

2. Игры и упражнения.
- «Для чего используется этот транспорт?»
Цель: расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.

Пример: «Эта машина – скорая помощь. На ней перевозят больных».
Это пожарная машина. Приезжают пожарные тушить пожар.

Текст для пересказаМы остановились, и все другие автомобили остановились, трамваи остановились. Я закричал:
— Почему? Мама тоже сказала:
— Почему все стали?
А шофёр говорит:
— Вон видите красный фонарик? Светофор?
И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом.
— И долго мы стоять будем?
А шофёр говорит:
— Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем.
И все смотрели на красный фонарик.
И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным.
И шофёр сказал:
— Теперь можно: зелёный огонь.  Мы поехали.

Вопросы:
Почему остановился весь транспорт на дороге?
Что сказал шофёр?
Какие сигналы давал светофор?

3. Задания для самокоррекции.- Обводка трафарета машины и раскрашивание.
- Сборка автомобиля – разрезная картинка из 4-6 частей.
- Нарисуй, на каком транспорте ты едешь к бабушке.

- Загадки


Очень быстро в небе мчится
Удивительная птица.
Ввысь летит на ней пилот.
Что за птица? (Самолет)

В небе белый зонт раскрылся,
Человек на нем спустился.
Как же зонт такой зовут,
Догадались? (Парашют)

Перед домом на дороге
Ждет давно она подмоги.
Не залили в бак бензина —
Не поехала... (машина)

Это что за богатырь
Вдоль дороги поднял пыль?
По асфальту напрямик
Едет с грузом... (грузовик)

Из железа парень стойкий
Честно трудится на стройке.
Однорукий великан
С именем — подъемный... (кран)

Он грохочет и гудит,
Вдаль по рельсам быстро мчит.
Много у него колес.
Кто же это? (Тепловоз)

Веселы, неугомонны
Едут под землей вагоны.
От народа в них пестро.
Это что, скажи? (Метро)

Железная рыба живет под водой.
Она с огоньками и с длинной трубой.
Плывет в океане не кит, не селедка,
А с моряками подводная... (лодка)

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет... (корабль)

И не лодка, и не плот,
Не паром, не теплоход.
Солнце. Море. Ветерок.
Мчит по волнам... (катерок)

Две педали я кручу,
На колесах вдаль качу.
Что за транспорт, дай ответ.
Быстрый мой... (велосипед)

Кто своим ковшом на славу
Прокопает вам канаву?
Строить дом и элеватор
Помогает... (экскаватор)

Едет он по рельсам с шумом,
А рога скользят по струнам.
Ну-ка, ветер, догоняй!
Нас с тобою мчит... (трамвай)

В черных шашечках машина,
Зря не пьет она бензина.
Всех домчит — лишь попроси.
Как зовут ее? (Такси)

Бревнышки рядком связали,
Весел, паруса не дали.
А он знай себе, плывет.
Догадались? Это... (плот)

Дом чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай.)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
Что такое отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колёса на резине.
(Троллейбус.)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики.)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём!
(Велосипед.)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут положу,
Человеку я служу!
(Подъёмный кран.)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает.
(Экскаватор.)
Вот утюг так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошёл дорога вдруг
Стала гладкой, ровной!
(Каток.)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина.
(Пожарная машина.)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь сороконожка.
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.
(Поезд.)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет
Пять плугов тащит.
(Трактор.)
Эта сильная машина
Едет на огромных шинах.
Сразу полгоры убрал
Семитонный…
(самосвал).
Чтобы он тебя повёз,
Не попросит он овёс.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…
(автомобиль).
 
 
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Паровоз и вагоны)

Плывёт белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Парусник)

Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на гору всегда сам пешком я хожу,
И коня своего за верёвку вожу.
(Санки)

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги.
(Лыжи)

Корабль – великан не по морю идёт.
Корабль – великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт.
(Комбайн)

Едет он, усатый,
Полный и пузатый.
Люди в нём сидят,
Смотрят и стоят.
(Троллейбус)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём!
(Велосипед)

Мчат колёса по дороге,
Над дорогой мчатся ноги.
Это еду я бегом!
Это я бегу верхом!
Я и сидя бегу,
И сижу на бегу,
И машину качу,
И качусь куда хочу!
(Велосипед)

Ходит город – великан
На работу в океан.
(Корабль)

На прогулке бегуны
Одинаковой длины.
Через луг бегут к берёзке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

Я великан: вон ту громаду,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколаду,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою,
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.
(Подъёмный кран)

Начинает он копать,
Заменяет сто лопат.
(Экскаватор)

Есть чудесный дворник,
Удалец – проворник!
С ним не справится сама
Даже Зимушка – Зима!
Сыплет, сыплет снег из тучи,
Нарастут горами кучи;
Только дворник
Наш проворник
Не ругается,
Он с охотой
За работу
Принимается.
Тащат снег в грузовики
Две громадные руки,
А зима всё хмурится:
- Снова чисты улицы!
Кто же этот дворник,
Удалец – проворник?
(Снегоочистительная машина)

Вообще дома – без ног,
Не нужны им ноги!
Дом чудесный – бегунок
На своей восьмёрке ног
День – деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двери змейкам.
Начинаются с утра
У него заботы:
В школу хочет детвора,
Малышам в детсад пора,
Взрослым - на работу.
Он со службы пап и мам
Возвращает по домам,
Из конца в любой конец,
Привезёт всех, молодец!
Все мы в нём бываем.
Звать его…….
(Трамвай)

Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
(Бульдозер)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

За дымком, за свистком
Братья бегают гуськом.
(Поезд)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу.
(Паровоз)

Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка.
По дорожке той ползёт,
Весь обоз одна везёт.
(Поезд)

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь….
(Паровоз)

Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Один большой
Тянет всех за собой.
(Поезд)

Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От неё осталась?
(Самолёт)
Вот загадка, словно птица,
Мчится в небе голубом.
Города, моря, границы
У загадки под крылом…
“Снова в путь!” – мотор ревёт,
Рвётся в небо…
(Самолёт)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?...
(Самолёт)

В этом доме тишина.
Много окон, дверь одна.
Дом лежит под небеса.
Мы уселись у окна.
За окошком – вся страна.
Дом отправился в полёт,
Значит, это…
(Самолёт)

Не птица, а летит,
Не жук, а жужжит.
(Самолёт)

Сам умчался, звук остался.
(Самолёт)

Что за птица –
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт?
(Самолёт)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром.
(Самолёт)

Он гудит и чертит мелом
На бумаге голубой.
Он рисует белым – белым.
сам рисует, сам поёт.
Что же это?
(Самолёт)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?...
(Пароход)

Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл.
(Пароход)

Идёт утюжок
С прокопчённой трубой,
Морщины и складки
Ведёт за собой.
(Пароход)


Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей;
Ты знаком, конечно, с ней!
Обувь носит из резины,
И зовут её…
(Машина)

Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек в школу везут.
(Машины)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…
(Автомобиль)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Машина)

Ходит по небу рука,
Задевает облака,
А под него гам и гром –
Вырастает новый дом.
(Подъёмный кран)

Длинной шеей поверчу –
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут – положу,
Человеку послужу.
(Подъёмный кран)

Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный.
Кто, скажите, я такой?
(Подъёмный кран)

Зачерпнуло ветра
Белое крыло.
И катать мальчишек
В море унесло!
(Парусник)

Мой парус ветер ловит,
А волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль.
(Парусная яхта)

В лесу родилась,
В воде живёт.
(Лодка)

Крыльев нету, но она
Для полётов рождена.
Выпускает яркий хвост –
Поднимается до звёзд.
(Ракета)

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд.
(Ракета)

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную…
(Ракету)

Что нас в космос, на планеты
Быстро мчит, друзья?
(Ракеты)
 
О. Бедарева «Если бы …»
 
Идёт по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
«На светофоре красный свет.
Для пешехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!»
«Мне наплевать на красный свет!»
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
«Где захочу, там перейду!»
Шофёр глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофёр:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало, ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да… там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машина прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой.
Висит трёхглазый светофор
И знает правила шофёр.
 
 
 

2 комментария:

  1. Тема прошла, жаль что обнаружила только сегодня ваш полезный, очень интересный пост!

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Львовна, рада что вам понравился пост! Ничего, не последний раз мы эту тему проходим, еще не раз пригодиться, да еще и добавим чего нибудь интересного. Спасибо, что заглядываете и комментируете, я рада вам!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!