воскресенье, 2 февраля 2014 г.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Тема следующей недели - дикие животные.
                      Лексическая тема «Дикие животные» старшая гр.
Физкультминутка
Жарким даём лесной тропой 
Дети идут друг за другом по кругу
Звери шли на водопой.
За мамой - лосихой
Топал лисёнок.
Идут, громко топая
За мамой - лисицей
Крался лисёнок. 
  Крадутся
За мамой - ежихой
Катился ежонок.
Приседают, медленно двигаются вперёд

За мамой - медведицей   шёл медвежонок.    
 Идут вперевалку

За мамою - белкой скакали бельчата.
  Скачут вприсядку
  За мамой - зайчихой - косые зайчата. 
 Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат. 
 Лицом в круг, «лакают»
Все мамы и дети напиться хотят.


Пальчиковая гимнастикаПоочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
— Мальчик с пальчик, Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.) 

 Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

 Встретил я медведя, волка,  зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
 (Большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

 Всем подарки подарил,
 Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются - кланяются.)
Пальчиковая гимнастика "У кого какая шуба" Быкова Н.М.
 Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их "шуб".
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы-
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя - бурая.
Не страшны ему дожди и погода хмурая.

Артикуляционная гимнастика

 Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Ежик фыркает. Вибрация губ.
Белочка собирает грибы. Грибы- на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Изда­вать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед. Обли­зать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

 Развитие речевого дыхания и голоса

Ежики принюхиваются.
Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
 Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».
 Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?»
- «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

                 Лексическая тема «Дикие животные» понедельник
1. Закрепить в активном словаре названия диких животных, их детенышей. Называть особенности внешнего вида, части их тела. Знать способы питания, передвижения, место обитания, приспособления к условиям, жизни, их повадки, голоса, отличительные признаки ( у ежа – иголки), какую пользу приносят, вред.
Предметный словарь: заяц,зайчонок, лиса, детеныши диких животных, белка, волк, еж, медведь, лось (лосенок), кабан, нора, логово, берлога, волчье логово дупло, корм, клыки, копыта, туловище, рога, иголки, мех, шерсть, охотник, лапы, пасть, лес, голова, морда, шея, хвост,  ноги, когти, зубы.   

 2. Игры и упражнения.

 · «Назови ласково»
  Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
белка - белочка
 медведь-медведушка
  еж - ежик
 заяц - зайчик
 лось - лосик

· «Один-много»  Цель: образование множественного числа существительных.
белка - белки - много белок - бельчат
лиса - лисы - лис - лисят
еж -  ежи - ежей - ежат
заяц- зайцы - зайцев - зайчат
волк - волки - волков -волчат
лось - лоси - лосей - лосят
медведь - медведи - медведей - медвежат

· «У кого какой дом?»К зиме все звери готовят себе дома.
 Медведь выбирает ... (берлогу).
 Белка ищет... (дупло).
 Лиса роет ... (нору).
Волк устраивает... (логово). 

Берлога — дом ... (медведя).
Дупло —дом ... (белки).
 Нора — дом ... (лисы).
Логово — дом ... (волка).
· Сказать правильно. Цель: согласование числительных с существительными.

Было две белки — стало пять ... (белок)
 Было две лисы — стало пять ... (лис)
Было два зайца — стало пять ... (зайцев)
Было два волка — стало пять ... (волков)
 Было два медведя — стало пять ... (медведей)
 Было пять белок — осталось две ... (белки)
 Было пять лис — осталось две ... (лисы)
 Было пять зайцев — осталось два ... (зайца)
 Было пять волков — осталось два ... (волка)
 Было пять медведей — осталось два . (медведя)

 · «Договори слово».
  Прочитать стихотворение и выставить картинки. Дети договаривают слова.Шла по лесу девочка,
Вот с бельчонком белоч...(ка),
Вот лисица и лисе...(нок),
Вот волчица и волчо...(нок),
Вот зайчиха и зайчо...(нок),
Вот ежиха и ежо...(нок)
И без мамы медвежо...(нок).

 3. Задания для самокоррекции.
1. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
2. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
3. «Собери картинку» - разрезные картинки из 4-6 частей.


  

               Лексическая тема «Дикие животные» вторник


1. Накопление и активизация словаря прилагательных. Внешний вид животного. Обогащение представлений о сезонных изменениях в окрасе и образе жизни диких животных .Учить устанавливать сходство и различие изучаемых животных.

Словарь  признаков:  Дикий , хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый, короткий, длинный, заячий, беличий, медвежий, полезный.

 Словарь наречий: быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.



2. Игры и упражнения.
 · «Закончи предложение».
  Заяц зимой белый, а летом....
У зайца хвост короткий, а уши...
У зайца задние лапы длинные, а передние...
Заяц пушистый, а ёж...
Ёж спит днём, а охотится...
Ёж маленький, а медведь...
Белка зимой серая, а летом...
У белки хвост длинный, а у зайца...
Белка живёт в дупле, а ёж в...
У лисы шерсть мягкая, а у волка...
Лиса живёт в норе, а волк в ...
Медведь ревёт громко, а ёж фыркает …
 Заяц слабый, а медведь…

· О чем думают животные?»

Медведь в берлоге думает о... (меде).
 Еж в норе думает о... (яблочке).
 Белка в дупле думает о... (грибе).
Лиса в норе думает о... (курочке).
Волк в логове думает о... (козленке).
Барсук в норке думает о... (мышке).
 Заяц под кустом думает о... (морковке).
 Лось под деревом думает о... (травке).

· «Кто кем был?»   Закрепление названий детенышей животных.
Медведь был... (медвежонком).
Ежик был... (ежонком).
 Лиса была... (лисенком).
Лось был... (лосенком).
 Волк был... (волчонком).
Барсук был ... (барсучонком).
 Белка была... (бельчонком).
 Заяц был... (зайчонком).
 Кабан был... (поросенком).

·  "Чей хвост, чья голова?" Цель: образование притяжательных прилагательных

Чьи уши? Уши зайца — заячьи,   заячья голова.
Уши волка — волчьи, волчья голова
Уши белки — .беличьи, голова беличья
 Уши медведя — медвежьи, голова медвежья
 Уши лисы — лисьи, голова лисья.
 Чей хвост? 
 
3. Задания для самокоррекции.
 1. Выложи медведя, лису, зайца, волка из геометрических фигур.
2. «Собери семью
» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.
3. «Обведи и раскрась» - обвести фигурку животного (картонный трафарет) и раскрасить её
4. «Разрезные картинки» (из 10 частей)


          Лексическая тема «Дикие животные» среда
 1. Накопление и активизация глагольного словаря. Место обитания, повадки, образ жизни. Кто, где, как зимует.

 Словарь действий: Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, рыскать, добывать (пищу), собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, охотиться, сосать, лязгать, лакомиться, выслеживать, сворачиваться (клубком).
Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать. Бежать, прыгать, добывать, качать, купаться, греться, выслеживать ( добычу), притаиться, рычать.

2. Игры и упражнения.

· «Игра в слова».

Цель: накопление словаря по теме «Дикие животные».,

- Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу (ежу, белке, волку, медведю).
Словарь:
Рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, бегает, колючий,
зайчонок, короткохвостый, переваливается, нора, воет, белый, ловкая, злой,
пушистая, охотится, бельчонок, грызёт, лукавая, прыгает, длинноухий,
пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, неуклюжий, линяет, фыркает,
хищник, петляет.
После игры, для активизации памяти и речи детей можно предложить им

Следующие задания:

Вспомните, какие слова, подходящие зайцу (ежу, белке, волку, лисе, медведю), вы слышали?

· «Сравни»Лошадь и лося.
Медведя и волка.
Зайца и мышь.

"Назови лишнее слово" Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
Лиса, волк, овца, белка.
Корова, заяц, кролик, лошадь.

3. Задания для самокоррекции.

1. «Кто это?» - крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где мама, где детёныш.

2. «Кто пришёл?» - рисуем на песке или манке следы, разные по величине.

3. «Угощение для зайцев» - лепка мелкой и крупной морковки.

4. Выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал – туловище, 4 маленьких овала – лапы, круг – голова, 2 полукруга – уши).

5.«Оленьи рога» - выложить из пучка ниток, прикреплённых к голове трафарета оленя, рога.

                      
             Лексическая тема «Дикие животные» четверг

 
1. Беседа по теме:

1. Каких диких животных вы знаете?

2. Почему этих животных называют дикими?

3. Как дикие животные готовятся к зиме? Зимуют?

4. Какое дикое животное считается самым хитрым? Пугливым? Трусливым?

 2. Игры и упражнения.

· «Отгадай загадку»
 Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) 

Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.) 

Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.)

Маленький, серенький, колючий. (ёжик)

Маленькая, рыжая, проворная, грызёт орешки. (Белка)


***
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)
***
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(мышь)

***
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)

***
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)

***
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)

***
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)

***
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(ёж)

***
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)

***
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(лиса)

***
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

***
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(лиса)

***
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(белка)



· «Загадочное животное».
 Дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь. Если есть игра на печатной основе "Загадочное животное" можно предложить детям, угадать из каких животных  оно состоит и самим придумать название.  (выложу сканы игры позднее)


· Расскажи о своём любимом животном: 

- Как называется?
- Где живёт?
- Как выглядит? (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки)
- Жилище (берлога, нора, дупло)
- Повадки
- Чем питается?
- Как добывает корм
- Как защищается от врагов?
- Кто является его врагом
- Как называются детеныши
- Чем тебе нравится это животное?

3. Задания для самокоррекции.

 1. «Ежи и ежата» - втыкание спичек (семечек) в большой или маленький пластилиновый комочек.
2. «Что бы Мишке было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».
3. Выкладывание из геометрических фигур животного с детёнышем. (медведь и медвежонок, заяц и зайчонок).
1. «Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов.
2. «Вкусное угощение» - выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги угощения для зайца – капусты, морковки, веточек деревьев.
 

1 комментарий:

  1. Спасибо за замечательный полезный пост. Используем часть упражнений в работе со своими воспитанниками. Успехов в работе, Наталья Валерьевна!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!