суббота, 29 сентября 2012 г.

Рекомендации для родителей


      Ранний возраст (от 0 до 3 лет) — очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы ре­чевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; на­учить произносить звуки.
    Чем больше родители будут разговаривать с ребен­ком, тем лучше он будет раз­виваться. Внимание к ребен­ку положительно влияет на повышение уровня его интел­лекта. Обращенная речь явля­ется основным стимулом раз­вития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ре­бенок слышит в течение дня, определяет уровень его интел­лекта и речевого развития. Причем слова эти должны ис­ходить от тех, кто заботится о нем.
    В каких случаях прояв­лять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
• У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
           К 1,5—2 годам у ребенка не появилось ни одного осмыс­ленного слова.
           Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ва­ших губ.
           Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
          Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собствен­ное имя.
           У ребенка появляются по­хожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людь­ми.
           В речи наблюдаются при­знаки заикания: паузы, оста­новки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдо­ха, всхлипывания.
           Ребенок говорит «гнуса­во», с носовым оттенком.
В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за кон­сультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, ро­довспоможение, тяжелое про­текание беременности.
Родители могут самосто­ятельно повлиять на речевое развитие ребенка.
       Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
         Вести «параллельный раз­говор» — «ритуал называния», когда ребенок смотрит на пред­мет.
          Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
          Использовать прием до­полнения детского высказы­вания.
          Использовать прием объяс­нения: планирование, начало, окончание действия.
          Использовать прием «ле­сов»: взрослый начинает — ребенок продолжает.
            Петь песенки.
          Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
      Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.
      Поощрять активность ре­бенка в рамках его возможно­стей. Излишняя опека подав­ляет ребенка и ограничивает его развитие.
Речевая азбука для родителей
Артикуляционная гимна­стика — гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. На­учите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удер­живать в правильном положе­нии.
Быстрая речь неприемле­ма в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские»  так и «взрослые» слова («Это машина — би-би. А вот собака — ав-ав»). Не позволяйте ребенку говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. По­мните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно позна­комить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умерен­ные темп и громкость, богат­ство словарного запаса и инто­национная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Дыхательная гимнасти­ка важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесе­ния многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раз­дувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. отсутствие фразовой речи сви­детельствует о задержке рече­вого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. По­буждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребен­ка, тем дольше он будет мол­чать.
«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к нор­ме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстни­ков? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).
Иллюстрации в детских книгах, соответствующие воз­расту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюс­трации. Говорите о том, что (кто) изображено на них.  Пусть ребенок отвечает на во­просы: Где?  Кто?  Когда?  Что делает? и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!