Еще И. П. Павлов говорил: «. .. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Упражнения для развития межполушарных связей.
Для того, чтобы помочь малышу ориентироваться в пространстве, предложите ему простые, но эффективные упражнения.
«Ухо — нос», «Хороший — сытый»
«Класс- оклей» |
Лесенка |
|
Коза –Заяц |
Кулак – ребро – ладонь |
Лезгинка |
ЗАЙЧИКИ Складываем пальчики
—Получились зайчики.
Еще раз сложили —
Колечко получили.
|
СОЛНЫШКО
Солнышко в глазки
Светит ребяткам.
Мы поиграем
С солнышком в прятки!
|
СТУЛ
Без молотка,
И без гвоздей,
Стул смастерим мы
Для гостей!
|
ФОНАРИК — ШАРИК
Взяли в руки мы фонарик,
А потом — воздушный шарик.
Светит, светит нам фонарик,
Запускаем в небо шарик.
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность.
|
ВЯЖЕМ ШАРФИК Вяжем шарфик Петеньке.
То крючок,то петелька.
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
РЫБКИ
Рыбки пляшут в синем море —
Хорошо им на просторе.
Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо. Текст повторить несколько раз.
|
ГНОМИКИ
Маленькие гномики
Ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить,
Надо стульчик смастерить.
- Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.
Получится треугольная «крыша» с «окном».
Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
2.Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместить на кулачке, получается стол.
3.Левую руку поднять вертикально вверх.
Прямые пальцы плотно прижать друг к другу
Если упражнение выполняется легко, то можно менять
положение рук попеременно на счет «раз», «два».
|
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с
пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
|
Зеркальное рисование.
Нарисуй вторую половину по образцу.
фото Оксаны (блог Моя песочница)
Рисование двумя руками одновременно
Физиологи выявили, что при данном виде деятельности происходит развитие необходимое при коррекции дислексий, дисграфий:
Межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий,
мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, речи
Рисовать можно начинать с простых узоров и предметов (кругов) , а впоследствии переходить на зарисовку симметричных и несимметричных изображений. Главное условие, чтобы ребенок начинал рисовать двумя руками одновременно.
Радости Вам в занятиях с детьми!
ЛИТЕРАТУРА
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М.: ACT. Астрель, 2006.
Визелъ Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: ACT, Астрель, 2005.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973
http \\logoped18.ru
Наталья, спасибо! Могу добавить к литературе - поискать в сети про метод замещающего онтогенеза. у меня есть книга в эл. виде -надо могу скинуть.
ОтветитьУдалитьАлёна,скиньте мне, пожалуйста! axana73@inbox.lv. Меня эта тема очень увлекла.
УдалитьАлена, скидывай конечно, буду очень благодарна. senseygad@mail.ru
УдалитьДевочки, у кого есть интересные наработки и мысли по теме и не жалко поделиться, приглашаю поделиться. Упражнения применяю уже ни один год. Очень хорошо работает на детях с СДВГ.
"Ухо-нос" очень нравится детям, но у некоторых никак не получается. Рисование двумя руками одновременно использую и со старшеклассниками. В программе по профориентации есть тема "Мыслитель" или "Художник".
ОтветитьУдалитьВаши варианты рисунков беру на заметку. Спасибо.
На моей страничке в контакте есть видео по кинезиологии. Если нужно, могу дать ссылку.
Людмила, за ссылку буду благодарна. Видео посмотреть, очень полезно, у всех восприятие и понимание разное, написано одно, а как это в действие перевести не всегда бывает ясно (тут фантазируешь, придумываешь, а вдруг что не так :) переживаешь и иногда вообще непонятное упражнение пропускаешь, а это не есть хорошо, надо все осваивать). А тем более если видео автора или специалиста... кинезиолога
УдалитьНаталья, как дать ссылку в комментарии я не разобралась, поэтому просто скопировала адреса. Проверила - все открывается. (скопируйте и вставьте в адресную строку, должно получиться)
Удалитьhttp://vk.com/id188635224?z=video87132380_170479879%2Ff00ccf964c8f94a780
http://vk.com/id188635224?z=video87132380_170479909%2F1ef5211c2651bc7cfd
http://vk.com/id188635224?z=video87132380_170479966%2Fdaf8d2d5392332d45d
Огромное спасибо, Людмила!
УдалитьНаталья, какой полезный материал! Спасибо, что поделились. :) Я в своей работе пользуюсь книгой Сирютюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Там есть вот этот момент - обязательное включение упражнений на развитие межполушарных связей. А у Вас я нашла для себя и новое для практического применения. :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья! Материал очень хороший, как раз для моих детей.Я использую иногда некоторые упражнения, самые простые (нам очень сложно), но копилочку пополню, спасибо!
ОтветитьУдалить