пятница, 12 июля 2013 г.

Психологические сказки

Здравствуйте гости блога!
Сейчас лето и у меня появилось немного свободного времени для интересного чтения. И вот что меня увлекло: это волшебные сказки и притчи. В таких маленьких рассказиках, заключена огромная многовековая мудрость, которую можно донести до любого ребенка.
Притчи могут помочь детям задуматься над своим поведением и, может быть, заставят их осознать собственные ошибки и посмеяться над ними. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы, и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.
Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы
 Но конечно же, после прочтения с ребетенком нужно обсудить услышанное, а не оставлять его одного. Дайте ему высказать свое мнение, задайте наводящие вопросы, поделитесь своим мнением.
   И если у вас есть интересные истории, поделитесь со мной. Меня интересуют темы развития речи детей, проблемы агрессивных и гиперактивных детей.


"Сказка - это, иными словами, правда жизни"
Леонид С. Сухоруков   

Скоро закончатся каникулы и начнется новый учебный год. Ко мне в группу придут ребятишки из разных детских садов. И каждый индивидуален, у каждого свой внутренний мир и у родителей наверное есть масса тревог, как их малыш, освоиться в новом коллективе. Прочитайте сказку.

Маленький медвежонок                    с сайта     Блиновой Татьяны Николаевны


Для детей 4-6 лет.
Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.
              Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
               Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. “Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать”,- так думал Медвежонок.
             Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
- Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.
- Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!
           Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: “Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться”.
- Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята.- Мы будем защищать себя!
           И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
- Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята.- Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..- закричали они.
- Мы не будем с тобой дружить!
             И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. “Что же мне делать, как подружиться со зверушками?”- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

“Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!”- решил Медвежонок.
             На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: “Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!”. И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Обсуждение:
Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле?

Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали?

Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?


Еще одна  сказка.

Сказка про маленькое Облачко

 
Для детей 5-10 лет.
Рассматривает проблему: Трудности в общении со сверстниками.
Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя “белой вороной”.


                Далеко-далеко, за морями и горами, в царстве Неба (по соседству с Солнцем и Луной) жил маленький ребенок – Облачко, которого звали Пуфик. Он был очень веселым и беззаботным. Пуфик любил гулять по небу вместе со своей доброй и мягкой мамой – Кучевой Тучкой и сильным большим папой Громом, которые его очень любили. Часто втроем они катались по всему небу и любовались сказочной природой.
               Однажды Пуфик полетел гулять без родителей. Ему было весело и радостно смотреть сверху вниз на таких же маленьких детей, как он сам. Они смеялись и радовались хорошей солнечной погоде. Но неожиданно Пуфику стало грустно. Ему захотелось вместе с ними беззаботно радоваться солнышку, ловить солнечных зайчиков, бегать и играть в прятки. И он решил подойти, чтобы познакомиться с ними.
- Здравствуйте, меня зовут Пуфик, я живу на небе. Давайте играть вместе. Мне хотелось бы с вами дружить.
- А что ты можешь? – спросили дети.
- Я не знаю,- растерянно произнесло Облачко.
- Ты можешь играть в салки? – спросили дети.
- Нет, не могу,- ответило Облачко.
- А в мячик?
- В мячик? – переспросило Облачко.- Ой, тоже не могу, у меня нет рук, как у вас.
- А во что же ты будешь с нами играть? – недоуменно спросили дети.- Ты же ни во что не умеешь играть. Нет,- сказали дети,- мы не будем с тобой дружить. Ты нехороший, ты загораживаешь нам солнце. Ты не такой, как мы, и не сможешь с нами играть. Уходи, мы не будем с тобой дружить,- еще раз повторили дети.
             И Облачко улетело. Ему было очень плохо. Оно чувствовало себя никому не нужным и покинутым.
- Меня никто не любит,- сквозь слезы всхлипывало оно.- Со мной никто не хочет играть, я ничего не умею. Почему я не такой, как эти дети?
Ему захотелось улететь далеко-далеко, чтобы его никто не видел.
- Если меня никто не любит, тогда зачем я здесь нужен, зачем мне жить,- думал маленький Пуфик.
- И родители меня, наверное, тоже не любят, они меня просто жалеют, потому что я ничего не умею, у меня ничего не получается.
             Так облачко долго плыло по небу, пока не прилетело в пустыню, где ему настолько стало горько, что оно расплакалось еще сильнее, и его маленькие слезинки, горько падая на землю, образовали красивое синее озеро. А облачко все плакало и плакало, пока не услышало голоса животных и птиц, растений и деревьев. Эти голоса, доносившиеся с земли, благодарили его за то, что оно утолило их жажду и наполнило их новой жизнью.
             И в этот момент маленькое беспомощное облачко с красивым и нежным именем Пуфик поняло, что оно тоже что-то умеет, что-то значит в этой жизни и может дарить радость окружающим. А главное – оно поняло, что любит все, что его окружает, и почувствовало, что и он кому-то очень нужен, его любят, ждут, на него надеются.
          От всего этого ему вдруг стало очень весело и легко. Все звери и птицы стали восхвалять маленькое Облачко:
- Да здравствует Облачко! – кричали они.-Ты самое лучшее Облачко на свете! Ты такое красивое, легкое и пушистое, мы тебя очень любим и хотим, чтобы ты стало нашим другом!
Пуфик был счастлив! Он вновь полетел на свою полянку, где резвились дети, которые его так обидели. Но он на них уже не обижался, так как многое понял. Светило солнышко, было очень жарко и всем хотелось летней прохлады. Тогда Пуфик решил порадовать всех и пролил на землю летний ласковый дождик. Дети в восторге запрыгали по лужам и протянули ручки к Небу. И тут они увидели на Небе то самое маленькое Облачко, которое доставило им такую радость.
- Милое Облачко,- закричали они.- Не уходи, давай поиграем с тобой в прятки. Давай мы будем с тобой дружить!’
            Для маленького Пуфика это было самой большой наградой за его труды. Он понял, что надо только постараться – и тогда обязательно найдешь много хороших друзей.
Светило солнышко, была прекрасная погода, по Небу весело плыло маленькое белое пушистое облачко, а внизу по травке бежали дети, пытаясь догнать своего нового друга. Они долго кружили в хороводе и пели Пуфику свои любимые песни.

Обсуждение:
Почему Пуфик думал, что его никто не любит?
От чего стало Пуфику весело и легко? Что он понял?
С тобой когда-нибудь происходило что-нибудь похожее?


Скоро первое сентября и подросшие дошкалята отправятся в первый класс. Для ребят это радостное событие, а для родителей не раз встает вопрос "В какую школу отдать свое сокровище?"  И на этот вопрос вам ответит притча.

 КАК НАЙТИ ХОРОШУЮ ШКОЛУ?

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе  
школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
- Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, Вы неграмотны. Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Обсуждение:
 Как вы думаете, правильно ли дед искал школу?
 Какой должна быть школа, чтобы все дети ходили в нее с радостью?
 
Расскажите, какие предметы дети будут изучать там, и как будут проходить уроки.
 Нарисуйте школу радости.

 

4 комментария:

  1. Наталья Валерьевна, здравствуйте! Сказки творят чудеса я это точно знаю...Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Алена Валерьевна, это правда замечательные сказки, я их полюбила и начала собирать и использую в работе. У вас в блоге я прочитала о новом приобретении карточек с притчами. Очень интересно о чем они, а самое интересное это иллюстрации, наверное такие же мудрые!

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья, я в практике тоже часто использую сказки! Люблю этот инструмент общения с детьми :)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте Катерина! Сказки, это очень интересно и поучительно, не только для детей:)! У вас очень интересный и красивый блог!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Отправить. Спасибо!