Часто от родителей можно услышать: «Мой
сын (моя дочь) всё понимает, только пока не говорит». Действительно, малыш
адекватен в рамках определённой ситуации - показывает нужный предмет или игрушку,
совершает названное действие. Однако, если ребёнок сам не пользуется активной
речью, то родителям сложно оценить уровень понимания обращённой к нему речи,
потому что неговорящий ребёнок в различных ситуациях одним и тем же словом
может обозначать разные предметы или действия.
Иногда родители излишне
опекают ребёнка, стараются предугадать его желания и, если он не может
выразить свои мысли словами, делают это за него. Взрослые должны понимать, что
такая «помощь» только тормозит формирование речи ребёнка. Чтобы избежать
негативных последствий, близкие люди должны как можно больше разговаривать с
ребёнком: озвучивать привычные для него ситуации (одевание и раздевание, умывание,
купание, приём пищи, прогулку, подготовку ко сну, игры с игрушками, рассматривание
картинок, чтение сказок); называть и показывать предметы посуды, используемой
во время еды, предметы одежды, её цвет и т.п.
Разговаривать с ребёнком нужно
спокойно, простыми фразами, доступными для его понимания. При этом надо
говорить правильно, не подделываясь под детскую речь (не сюсюкать), не
злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами слов.
Формированию активной речи будут способствовать созданные родителями ситуации, в которых у ребёнка возникает потребность подражать их словам (это естественный период в развитии детской речи). Ответы ребёнка должны приниматься взрослыми в любом виде (лепетная или автономная речь). Главное на этапе подражания - добиться, чтобы малыш начал говорить упрощённые слова: машина - «би-би»; собака - «ав-ав»; кошка - «мяу». Но не следует повторять за ребёнком воспроизводимые им слова. Взрослый должен давать образцы только правильной речи.
Если ребёнок занимается с
логопедом, дома вместе с родителями он закрепляет материал по индивидуальному
плану. Однако есть игры и упражнения, которые можно использовать при любом
отклонении в речевом развитии.
Впереди лето. Многие родители будут проводить
отпуск вместе с детьми. Если ваш ребёнок пока не говорит, позанимайтесь с ним,
но так, чтобы и ему, и вам было весело и интересно.
Игры на понимание речи (развитие
пассивного словаря)
Чудесный мешочек
Взрослый просит достать из
мешочка игрушку, например кубик. Ребёнок достаёт игрушку, а взрослый называет
её. Затем взрослый говорит: «Покажи, где кубик». Ребёнок указывает пальцем на
игрушку. Игра повторяется несколько раз (с другими предметами).
Затем взрослый просит ребёнка: «Положи в мешочек
игрушку, которую я назову». Ребёнок должен взять игрушку, называемую взрослым,
и положить её в мешочек.
Найди пару
Взрослый вместе с ребёнком подбирает пары
игрушек, например плюшевого и пластмассового медведей, железную и пластмассовую
машинки и т.д. При этом взрослый предлагает потрогать каждую игрушку и называет
тактильные ощущения соответствующими словами (твёрдый, мягкий, тёплый,
холодный и т.д.).
Затем показывает ребёнку
картинку с изображением, например, уже знакомой ему машинки, называет её и
просит найти такую же игрушку среди других.
Для развития пассивного словаря ребёнка
рекомендуется читать литературные произведения, например цикл стихотворений А.
Барто «Игрушки».
Игры на звукоподражание
(развитие активной речи)
Укладываем спать любимую
игрушку
Ребёнок и взрослый держат в руках игрушку
(куклу, мишку и др.), укачивают её и напевают: «Аа-аа-а. Аа-аа-а».
(Подражание колыбельной песни мамы.)
Машина
Ребёнок и взрослый вытягивают
вперёд руки и имитируют вращательные движения руля автомобиля. Взрослый
произносит: «Машина едет и гудит: би-би-би. В машине сидит (произносит имя
ребёнка в уменьшительно-ласкательной форме) и гудит ...»
Ребёнок, подражая звуку сигнала машины, говорит:
«Би-би-би».
Самолёт
Ребёнок и взрослый стоя разводят руки в стороны.
Взрослый говорит: «Самолёт летит, в нём мотор гудит: у-у-у-у...» Затем они вместе
изображают полёт самолёта и шум работающего двигателя: «у-у-у-у».
Подражание звукам, издаваемым
домашними животными (корова - «му-у-у»,
кошка - «мяу-у», собака - «ав-ав»,
лошадь - «и-го- го», коза - «ме-е-е»,
курица - «ко-ко-ко»).
Предметы для игры:
1. игрушки
(фигурки) домашних животных;
2. ширма;
3. карточки с рисунками либо предметы-заместители
любимой еды домашних животных (цветы клевера, рыба, косточка, трава,
пшеничные зёрна и др.).
Первый этап игры «Какие звуки издают домашние
животные?
Взрослый прячет фигурки домашних животных за
ширмой. Затем стучит по столу и произносит: «Тук-тук-тук. Кто к нам пришёл?»
Достаёт из-за ширмы фигурку коровы, показывает её ребёнку и говорит: «Корова
- му-у-у».
Затем передаёт фигурку коровы ребёнку и вместе с
ним произносит: «Му-у-у».
Аналогичные действия взрослый и ребёнок
совершают с каждой фигуркой домашнего животного, подражая издаваемым им
звукам.
Второй этап игры «Накормим животное»
(проводится по картинкам).
Взрослый предлагает покормить домашнее животное:
«Давай дадим корове клевер. Кушай, корова, -ам-ам». Ребёнок повторяет действия
и слова-звукоподражания.
Аналогично проводится игра с кормлением каждого животного.
Игры на развитие мелкой моторики
Взрослый произносит стихотворение и выполняет соответствующие
движения. Ребёнок вместе с ним повторяет эти движения. (Сейчас большой выбор литературы, проблем с подбором игр у вас не возникнет).
Строим дом
Молоточком я стучу,
(Стучат кулаком по своей ладони.)
Дом построить я хочу.
(Стучат кулаком по кулаку.)
Строю я высокий дом!
(Складывают ладони домиком.)
Буду жить я в доме том!
Если включить весёлую музыку, то движения можно ускорить.
Вот построен новый дом
Вот построен новый дом.
В новом доме мы живём.
(Встают на цыпочки, поднимают руки вверх,
разводят их в стороны и берут друг друга за руки.)
Мы по лестнице бежим
(Бегут
по кругу, держась за руки.) И считаем этажи.
Откроем дом
На поляне дом стоит. (Складывают ладони домиком.) Только путь к
нему закрыт: (Соединяют ладони на уровне груди.) На двери висит замок. (Взрослый
и ребёнок сплетают пальцы рук в один замок.)
Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали, (Совершают
движения вверх-вниз сомкнутыми руками.)
Мы замочек покрутили. (Совершают круговые движения сомкнутыми
руками.) И открыли! (Расцепляют руки.)
Варись, каша, варись!
(по стихотворению И. Токмаковой)
Ну-ка,
ну-ли, Ну-ка, ну-ли, (Хлопают в ладоши.)
Не
шипите вы, кастрюли, (Грозят указательным пальцем oдной руки.)
Не шипите, не ворчите, (Грозят указательным
пальцем другой руки.)
Кашу
сладкую варите, (Совершают круговые движения кистью правой руки, растопырив
пальцы.) Кашу сладкую варите, (Повторяют действия левой рукой.) Наших
детушек кормите. (Выставляют ладони вперёд.)
Как мы маме помогали
Раз, два, три, четыре, (Сжимают и разжимают
кулаки.)
Мы посуду маме мыли: (Трут одну ладонь о
другую.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку.
(Взрослый помогает ребёнку при перечислении предметов последовательно загибать пальцы, начиная с большого.)
Мы посуду маме мыли: (Трут одну ладонь о другую.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик
тоже развалился,
Носик
чайника отбился,
Ложку мы
чуть-чуть сломали. (Взрослый помогает ребёнку при перечислении предметов
последовательно сгибать пальцы, начиная с мизинца.)
Вот как маме помогали! (Сжимают и разжимают
кулаки.)
Ягоды
(по стихотворению И. Лопухиной)
С веток ягоды снимаю (Правая
рука взрослого и ребёнка согнута в локте, кисть опущена.) И в лукошко
собираю. (Пальцы правой руки собраны в щепоть.) Ягод - полное лукошко! (Складывают
ладони лодочкой.) Я попробую немножко.
Жук
(по стихотворению 0. Цвынтарного)
Я весёлый майский жук, (Сжимают руку в кулак,
указательный палец и мизинец разводят в стороны - «усы» жука.)
Знаю все сады вокруг, Над лужайками
кружу, А зовут меня Жу-жу.
(Шевелят «усами» -указательным пальцем и
мизинцем.)
Оса
(по стихотворению 0. Цвынтарного)
Оса села на цветок. Пьёт она душистый сок. (Вытягивают указательный
палец правой руки и вращают им, затем проделывают то же самое указательным
пальцем левой руки.)
Комарики
Дарики-дарики, (Машут руками.) Злые комарики
Вились, кружились,
(Совершают вращательные
движения руками.)
В носик (в щёчки, в лобик и
т.д.) вцепились.
(Нажимают пальцем на ту часть тела, в которую
вцепились комарики.)
Ёжик
(по стихотворению И. Лопухиной)
Взрослый и ребёнок сгибают руки перед грудью и
под стихотворный ритм перемещаются мелкими шажками.
По
сухой лесной дорожке Топ - топ - топ топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. Если
подкрадётся волк - Превратится ёж в клубок. Ощетинит ёж иголки - Не достанется
он волку. Ёж не тронет никого, Но и ты не тронь его.
Спокойной ночи
Этот
пальчик хочет спать, (Загибают мизинец.) Этот пальчик лёг в кровать, (Загибают
безымянный палец.) Этот рядом прикорнул, (Загибают средний палец.) Этот
пальчик уж заснул, (Загибают указательный палец.) А другой давненько
спит. (Загибают большой палец.) Кто у нас ещё шумит? Тише, тише, не
шумите, Пальчики не разбудите! (Грозят указательным пальцем другой руки.)
Игры на развитие дыхания
Сдуваем одуванчики
Игру желательно проводить
на поляне, где растут одуванчики.
Взрослый предлагает
ребёнку найти среди одуванчиков отцветшие и сорвать их.
Затем показывает, как
можно подуть на них, чтобы слетели все пушинки.
Предлагает ребёнку:
«Подуй на одуванчик! Дуй один раз, но сильно, чтобы все пушинки слетели.
(Ребёнок выполняет задание.) Смотри, пушинки летят как маленькие
парашютики».
Если в игре участвует несколько детей, можно устроить соревнование:
каждый ребёнок дует на свой одуванчик один раз. Побеждает тот, у кого на цветке не осталось ни
одной пушинки.
Дед или баба?
Проводится аналогично предыдущей игре, но
меняется условие: если на цветке не осталось пушинок - это лысая голова (получился
дед), если пушинки остались - это волосы на голове (получилась баба). Выигрывает
тот, у кого получился дед.
Вертушка
Вертушку можно изготовить из
бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребёнку вертушку. На улице
продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите
подуть на неё: «Давай сделаем ветер. Вот как завертелась вертушка! Подуй сильнее
- она завертится быстрее».
Свистульки
Для игры необходимы детские
керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и
животных.
Взрослый говорит: «Посмотри,
какие красивые игрушки-свистульки! У меня - птичка, а у тебя (произносит имя
ребёнка) - олень. Давай устроим лесной концерт: каждый зверь и птица споёт
свою песенку!» Даёт ребенку свистульку и предлагает в неё подуть.
Игру можно повторить несколько раз, меняя
свистульки. Необходимо следить, чтобы ребёнок дул не напрягаясь.
Игры на формирование навыков
действия с различными предметами
Можно предложить ребёнку пересыпать совочком
песок из одного ведёрка в другое; с помощью сачка ловить пластмассовых рыбок в
тазу с водой; перед едой раскладывать на столе ложки и вилки. И т.д.
Игра с прищепками
Для игры потребуется ведёрко,
силуэт ежа (из картона), круг из жёлтого картона, прищепки.
Предварительно надо показать
ребёнку как следует нажимать на концы прищеп одновременно двумя пальцами.
В начале игры взрослый
прикрепляя прищепки на край игрушечного ведёрка ,предлагает ребенку снять их,
нажимая одновременно двумя пальцами.
Затем помогает прикреплять
прищепки кругу из жёлтого картона (получилось солнышко).
Далее с помощью взрослого
ребёнок прикрепляет прищепки к силуэту ежа (у ёжика выросли иголки).
Следует помнить: ребёнку легче научится
откреплять прищепки, чем прикреплять
Стихи и сказки для чтения
Чтение способствует
развитию речи ребёнка. Читать нужно в медленном темпе чётко произнося слова,
спокойным тихи голосом, сопровождая чтение показом картинок.
Рассмотрим эти рекомендации
на примере чтения сказки «Курочка ряба».
Жили-были (пауза) дед
(показ кapmuнки)
и баба (показ картинки), и была у них (пауза) курочка ряба
(показ картинки) Снесла курочка ряба (повторный показ
картинки) яичко (показ картинки). Да не простое (пауза), а
золотое (показ картинки)...
Можно заранее подготовить картинки любимым
сказкам ребёнка. В дальнейшем при чтении он сам будет брать картинки с
изображением героев и показывать их.
Наталья Валерьевна, какой замечательный материал Вы разместили. Мне как раз кстати т.к. я работаю психологом в том числе и с детьми имеющими речевые нарушения (в том числе и алалию). Спасибо!
ОтветитьУдалитьБуду рада видеть Вас в гостях на своем блоге - может Вы найдете что-то интересное и для себя.
http://reshetova.blogspot.ru/
Алена Валерьевна обязательно к вам загляну и думаю что наше сотрудничество будет плодотворным.
УдалитьОчень понравился ваш пост. Молодец!
ОтветитьУдалитьИрина Львовна, спасибо! Хорошего отдыха.
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью оказалась очень полезной.
ОтветитьУдалитьНаверное, этим блоги и хороши, что дают возможность обмениваться опытом работы, идеями за пределами своего ДОУ. Спасибо, Наталья Валерьевна! Порой мы используем одинаковые игры (например, прищепки, мешочек и пр.), но все равно по-разному, с какими-то своими нововведениями,интерпретациями, поэтому такой обмен очень обогащает!
ОтветитьУдалитьЖанна вы правы, игры одинаковые, а мы все разные. Этим летом я познакомилась с такими замечательными блогерами как Вы, Алена Решетова, Наталья с играми в которые играют дети и мы с вами и очень рада этому. Узнала много интересного! Надеюсь на дальнейший обмен информацией.
ОтветитьУдалить